Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

МОУ "Шубинская начальная общеобразовательная школа"
Иркутская область, Тулунский район, посёлок ж/д, ст.Шуба, ул. Клубная,2

Меню

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

«Мнемотехника в работе учителя начальных классов по развитию речи»

« Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

Константин Дмитриевич Ушинский

Всем хорошо известно, что никто не хочет учиться плохо, другое дело, не у всех получается учиться хорошо. Многое зависит от того, как развита наша память. Недаром, профессор И. М. Сеченов считал память «основным условием человеческой жизни». Современному школьнику нужно удерживать и хранить большое количество информации. Что же получается: ребята, у которых плохая память, обречены на неуспех в учёбе?

 

Задача педагогов — разработать комплекс мер, которые помогут таким школьникам справиться с трудностями.

В своем выступлении я расскажу об одной такой технологии, которая называется –МНЕМОТЕХНИКА.

В переводе с греческого это «искусство запоминания»

История мнемотехники ведет « отсчет» едва ли не с первобытных времен. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность.

Сейчас интерес мнемотехники начинает возрождаться, ей пользуются не только воспитатели и педагоги, но и специалисты всех областей.

Искусство запоминания названо словом по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

 

Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.

Пользовались мнемотехникой оказывется и такие знаменитости как Аристотель и Гиппократ.

 

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 1
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 2

 

 

 

Актуальность мнемотехники в том: что

  • Она облегчает детям овладение связной речи.

  • Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой опыт.

  • Ребенок с опорой на образную память устанавливает причинно- следственные связи, делает выводы, тем самым развивает логическое мышление.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинкатаким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать; последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

 Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого  к сложному. Её можно разделить на три этапа. 

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе учитель предлагает и объясняет детям значение символов.

Первоклассникам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

 

Например:  ёлочка (какая?)  колючая

 

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 3

 

В старшем возрасте, когда  дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.

Например: как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову,

например, «муравей». Он маленький ,но сильный. Или медведь-большой и сильный. и т.д

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

Мнемоквадрат- это графическое или частично графическое изобржение предмета, явления природы, персонажа сказки.

 

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 4
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 5

 

 

На этом этапе работы с детьми постарше можно проводить игры типа

  • «Подскажи словечко»,

  •  «Найди пару»

  • «Скажи по-другому» (синонимы)

  • «Скажи наоборот» (антонимы)

  •  

В ходе использования наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

-геометрические фигуры

-предметные картинки

-условные обозначения,силуэты, контуры и.т.д.

 

 

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 6

 

 

 

II этап: На 2 этапе нужно научить детей «читать» простые схемы, которые состоят из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы  для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой, чистоговоркой.

(идет пешком мышонок с мешком, Саша шапкой шишку сшиб, на окошке крошку –мошку ловит лапой наша кошка, 6 мышат в камышах шуршат)

 

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 7
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 8

 

 

 

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 9

 

   

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

Мнемодорожка –ряд картинок (3-5) по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.

 

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 10

 

 

 

III этап: и  на 3 этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

 

 

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 11

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.  

 

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

  • для ознакомления детей с окружающим миром

  • при заучивании стихов

  • при пересказах художественной литературы

  • при обучении составлению рассказов

  • при отгадывании и загадывании загадок

  • для обогащения словарного запаса

  • при обучении составу числа

  • при воспитании культурно-гигиенических навыков

  • при воспитании навыков самообслуживания

  • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

  •  

  Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.  

  • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

  • соответствовать уровню развития детей.

   На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

 

Мнемотаблицы бывают двух видов:

  1. обучающие - содержат познавательный материал.

  2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

  3.  

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме, разучивание стихотворения.

 

Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Три медведя».

 

1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

 

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 12

 

2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: девочка, Машенька; ёлочки, лес; 3,три медведя и т. д.

 

3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. Например: «Жила – была девочка и пошла она в лес за шишками и т.д. При этом дети пересказывают сказку на ранних этапах вместе с учителем, на более поздних этапах, прибегая к незначительной помощи учителя.

_________________________________________________________________

РАБОТА С КОЛЛЕГАМИ.

 

-Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения.

Натальи Нищеевой «ЁЛОЧКА»

Послушайте его:

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

– «Перед нами елочка».

Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку).

Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем ….

Дальше- « шарики,фонарики» …Рисуем

Потом- « Зайчики и свечки»….Рисуем

И последняя « Звезды,человечки»…. Нарисовали…


 

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова.

-А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.

Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым,

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

  • словарный запас выходит на более высокий уровень;

  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.