Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

МОУ "Шубинская начальная общеобразовательная школа"
Иркутская область, Тулунский район, посёлок ж/д, ст.Шуба, ул. Клубная,2

Меню

Телефон доверия

Телефон горячей линии

Комитет по образованию администрации Тулунского муниципального района

8(39530) 4-00-53, 40-289, 40-120 

Телефон Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области

8(3952)53-02-57, 53-77-26

Региональная служба помощи детям

8(3952)32-48-90

Телефон доверия Службы экстренной психологической помощи

8-800-350-40-50

Уполномоченный по правам ребёнка Иркутской области

664011, г.Иркутск, ул.Горького, 31, каб.105, каб.120

Рабочие часы: понедельник-пятница: 09:00-13:00, 14:00-18:00

Приёмная: +7(3952)34-19-17,

                    +7(3952)24-21-45

Запись на приём: +7(3952)34-19-17

Электронная почта: rebenok.irk@mail.ru 

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области 

 

×

Warning

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Error loading library: joomla, Library not found.

Error loading library: joomla, Library not found.

Error loading library: joomla, Library not found.

Error loading component: com_content, Component not found.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Для простоты понимания приемов мнемотехники рассмотрим методику

запоминания единиц информации (слов) на следующем примере. Даны слова, которые необходимо запомнить. Посмотрите на них в течение 10 секунд и постарайтесь воспроизвести по памяти хотя бы половину. Сложно?

ШЛЯПА, ОГУРЕЦ, МУХА, ШАР, РАКЕТА, МОСТ, УХО,

МАШИНА, ТЕЛЕФОН, ГВОЗДЬ, СТОЛ, АВТОРУЧКА, ОКНО,

ЛАМПА, БОТИНОК, ВЕДРО, МОЛОКО, КРАСАВИЦА, КНИГА,

ВОРОНА.

А теперь запоминаем по правилам мнемотехники.

Переведем слова в образы и представим следующее, как будто мы с вами снимаем мультфильм или пишем скоростной рассказ:

ШЛЯПА надета на ОГУРЕЦ. Огурец разрезаем, а из него вместо

семечек выползают МУХИ, которые, взлетая, превращаются в ШАРЫ

и, как РАКЕТЫ, врезаются в МОСТ, стоящий на УШАХ; из уха

выезжает МАШИНА, везущая огромный ТЕЛЕФОН. Из телефонной

трубки со свистом вылетают ГВОЗДИ, которые втыкаются в СТОЛ и

превращаются в АВТОРУЧКИ. Из авторучек сделано ОКНО, одетое на

ЛАМПУ. Вместо лампы висят и светятся БОТИНКИ. Ботинки падают в

ВЕДРО, наполненное МОЛОКОМ, в котором купается КРАСАВИЦА. Красавица, держа в руках КНИГУ, каркает, как ВОРОНА.

 

 

- Назовите, пожалуйста, теперь слова, которые вы запомнили. Их стало гораздо больше. Вы обратили внимание на нелепость некоторых фраз и предложений? Но именно эта нелепость и позволила вам запомнить предложенный материал.

Ещё один пример. Представьте, что вы ученики 5-го класса и знакомитесь с новым понятием «реформа».

(На слайде - крупно слово «реформа».)

-Скажите, пожалуйста, кто знает, что обозначает слово «реформа»? ( чаще всего дети этого не знают)

-Хорошо, найдите в этом непонятном для нас слове то слово, которое вам знакомо.

- Молодцы, вы нашли знакомое для вас слово «форма».

-Скажите, а все предметы имеют форму? (Да)

-А воздушный шарик имеет форму? (Да)_(На слайде слово «форма»).

-С этой частью непонятного слова мы немного разобрались. А что у нас осталось непонятного? (Это «РЕ»)

-Частица слова «ре» вам хоть что-то напоминает? А если букву «р» перевернуть? -Буква стала вам напоминать оружие? Например, револьвер. (Да) - Скажите, а револьвер может выстрелить? ( Да)

- А если я выстрелю в наш шар, что произойдет с его формой? (Изменится)

( Шар лопается. Именно сейчас у детей работает не только зрительная, но и эмоциональная память.)

- Мы пришли с вами к тому выводу, что вероятнее всего, это слово будет обозначать какое- то изменение. Все с этим согласны?

- А если открыть учебники и прочитать значение слова «реформа», мы увидим, что «Реформа- изменение, преобразование, переустройство какой – либо стороны жизни людей».

- Скажите, наш вывод подтвердился? (Да) - Вот, что и требовалось доказать.

 

Таким образом, главный принцип запоминания слов — поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, — это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его “привязать” к уже известным словам. Чем больше верёвочек, тем надёжнее.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:

-Развивать связную речь.
-Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и пересказывать тексты, стихи.

-Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
-Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают выстраивать связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа, текста.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

 

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)

Примеры применения мнемотехнических приёмов на уроках

- русского языка (составление мнемодорожки по тексту для последующего изложения, составление схемы правила параграфа, написания творческих сочинений- стихотворений по материалам учебника, упражнения для работы над ошибками в тексте)

русского языка, литературы, английского языка, истории, обществознания ( использование технологии «сторителлинг» для составления текстов разных типов, для пересказа или составления рецензии, написания истории по «генератору сюжетов», сюжетам «Квест» или «Из грязи в князи»; использование технологии театральной педагогики для пересказа, анализа и выразительного чтения текста, заучивания стихотворений при помощи мнемотаблиц).

английского языка для быстрого запоминания слов без зубрежки,

доступности английской грамматики, многократного повторения учебного материала без утомления и скуки, развития памяти, внимания и умения анализировать, сопоставлять, систематизировать, для обучения лексике через мнемотехнические упражнения (запоминания английских слов посредством рифмовок, кодирования, игр «Week-days»,«Четвертый лишний»,

«Логический поезд», “I can”, “Usually and Now”).

математики, физики, естествознания (нахождение ярких необычных ассоциаций (картинок, фраз), которые соединяются с запоминаемой информацией, применение правил расставления знаков, синквейны для синтезирования сложной информации, работа с математическими образами).

-дополнительные приёмы:

Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив квартиру, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем "обходе.

Правила расставления знаков.

При решении уравнений учащиеся имеют проблемы со знаками при переносе слагаемых. 3х+5=2х-10 Проговариваем правило так: Знак равенства - это река. При переходе через реку с одного берега на другой , одежда у слагаемых намокает, значит надо ее сменить, то есть поменять знак.
Неизвестное к известному: запоминание с опорой на связи слов

Аргонавты отправились в Колхиду (Грузия) за золотым руном на корабле “Арго”. Свяжите это название с терминами космонавт, астронавт. (В древности для дальних путешествий люди использовали корабли. Таких путешественников мы называем “мореплаватели”. Аргонавты плыли на корабле “Арго”, поэтому космонавта можно назвать “космический плавателъ”, а астронавта — “звездоплаватель”).

“Принцип четок”

Вы знаете опорную фразу для запоминания цветов радуги: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Это распространенный пример“запоминалки” по “принципу четок”. Так же построена фраза для запоминания порядка падежей в русском языке: “Иван родил девчонку, велел тащить пеленку”.

Пример“запоминалки” по “принципу четок”.

Четыре мщения княгини Ольги:

 

1) двенадцать послов заживо погребены в челнах,
2) повторное посольство сожжено в бане,
3) пять тыс. человек посечены на могиле Игоря,
4) по три голубя и три воробья со двора, взятые в качестве дани, сожгли (“пустили по ветру”) город Искоростень. (Последовательность мщений может быть представлена как чередование четырех стихий: челны — река, вода; баня — жар, огонь; могила — земля; дым — воздух. Мнемоническая формула: вода — огонь — земля — дым. Опорное слово: ВОЗДУХ. В последнем случае “косточками” для “четок” служат первые буквы слов).

Наши контакты

 

 

Иркутская область Тулунский район поселок ж/д, ст.Шуба, ул.Клубная, 2 Телефон (админ.):  89140019586 E-mail: subinskaj@yandex.ru Сайт: http://shuba.tulunr.ru/

 

Полезные ссылки

 

Минпросвещения России (edu.gov.ru)   

Информационно-коммуникационные технологиии в образовании http://www.ict.edu.ru/  

Федеральный образовательный портал  http://www.neo.edu.ru/ 

Сайт фонда поддержки российского учительства http://www.fpru.org/ 

Сайт журнала "Вестник образования"http://www.vestnik.edu.ru/ 

Сайт "Учительская газета" http://www.ug.ru/ 

Сайт издательского дома "Первое сентября" http://www.1september.ru/ru/


 

 

 

 
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?