Тема: М.М. Пришвин «Выскочка»
Цель урока: свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений выделять яркие образы и примеры, учить детей пересказывать текст.
Оборудование: портрет поэта, выставка книг, пословицы.
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока.
Подготовка к восприятию.
- Сегодня мы познакомимся с новым разделом книги. Прочитайте его название. (Природа и человек)
- Что такое природа?
- Прочитайте цитату из книги «Дорога к другу»
Запись на доске:
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая
Солнца с великими сокровищами жизни…
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину.
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 г. в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье. Но материальное положение семьи вынуждает уехать Пришвина в Тюмень к своему дяде. Крупному сибирскому промышленнику. Писать для детей стал в 1925 году. Его рассказы не только увлекают занимательной историей. Но и помогают познавать мир.
Выставка книг.
- Какие произведения М.Пришвина вы читали?
-Угадайте, о каком произведении М.Пришвина идет речь?
- Вот трудолюбивый дятел продолбил 7 дырок на осине, чтобы извлечь из нее червя, и так спас дерево. («Лесной дятел»)
- О замечательном свойстве одуванчика раскрываться при солнечном свете и сжиматься в бутоны вечером поведал писатель в рассказе(«Золотой луг»)
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением М.Пришвина «Выскочка».
Первичное чтение текста учащимися.
- Используя иллюстрацию к тексту, определите о ком этот рассказ?
Лексическая работа.
Полено – кусок распиленного и расколотого бревна для растопки.
Выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущих с матерью.
Срам – позор, стыд.
Работа над содержанием и пониманием текста.
- Определите основную идею содержания текста.
(Обратите внимание на заголовок текста).
- Найдите, как Пришвин описывает Вьюшку. Прочитайте.
- Какие художественные средства использует автор? (Эпитеты (образные определения предмета: охотничья (собака), веселая (собака), сравнения (словесное выражение) – ушки как рожки; зубки белые, как чеснок).
- С чего все началось?
- Какое событие в рассказе главное?
- Почему сорока так поступила?
- Найдите и прочитайте эпизод, где автор поясняет крылатое выражение «В семье не без урода».
- Что сороке говорили ее сородичи?
- Что об этой сороке думает автор?
- Чем наступление выскочки закончилось?
- Прочитайте эпизод, где Пришвин описывает сороку после наступления?
- Как вы понимаете слово выскочка?
- Назовите русскую пословицу, подходящую к нашему рассказу («Поспешишь, людей насмешишь»).
- Это можно считать и главной мыслью рассказа.
Составление плана.
- На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? (Содержание каждой части объединено общей идеей.)
- В каждой части подчеркните ключевые слова, выделите яркие образы, примеры, подкрепляющие основную мысль.
Личные комментария и замечания детей.
- Что вы думаете об отношении автора к главным героям?
- Как вы относитесь к главным героям?
- Что вам понравилось в тексте?
- Каким вы представили себе Вьюшку?
- Каким бы вы его изобразили?
Итог урока.
- Докажите, что произведение «Вьюшка» познавательное».
Домашнее задание.
Пересказ, рисунок к тексту.