Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

МОУ "Шубинская начальная общеобразовательная школа"
Иркутская область, Тулунский район, посёлок ж/д, ст.Шуба, ул. Клубная,2

Меню

Тема: М.М. Пришвин «Выскочка»

Цель урока: свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений выделять яркие образы и примеры, учить детей пересказывать текст.

Оборудование: портрет поэта, выставка книг, пословицы.

Ход урока.

Сообщение темы и цели урока.

Подготовка к восприятию.

- Сегодня мы познакомимся с новым разделом книги. Прочитайте его название. (Природа и человек)

- Что такое природа?

- Прочитайте цитату из книги «Дорога к другу»

Запись на доске:

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая

Солнца с великими сокровищами жизни…

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу – значит охранять Родину.

 

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 г. в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье. Но материальное положение семьи вынуждает уехать Пришвина в Тюмень к своему дяде. Крупному сибирскому промышленнику. Писать для детей стал в 1925 году. Его рассказы не только увлекают занимательной историей. Но и помогают познавать мир.

Выставка книг.

- Какие произведения М.Пришвина вы читали?

-Угадайте, о каком произведении М.Пришвина идет речь?

- Вот трудолюбивый дятел продолбил 7 дырок на осине, чтобы извлечь из нее червя, и так спас дерево. («Лесной дятел»)

- О замечательном свойстве одуванчика раскрываться при солнечном свете и сжиматься в бутоны вечером поведал писатель в рассказе(«Золотой луг»)

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением М.Пришвина «Выскочка».

Первичное чтение текста учащимися.

- Используя иллюстрацию к тексту, определите о ком этот рассказ?

Лексическая работа.

Полено – кусок распиленного и расколотого бревна для растопки.

Выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущих с матерью.

Срам – позор, стыд.

Работа над содержанием и пониманием текста.

- Определите основную идею содержания текста.

 (Обратите внимание на заголовок текста).

- Найдите, как Пришвин описывает Вьюшку. Прочитайте.

- Какие художественные средства использует автор? (Эпитеты (образные определения предмета: охотничья (собака), веселая (собака), сравнения (словесное выражение) – ушки как рожки; зубки белые, как чеснок).

- С чего все началось?

- Какое событие в рассказе главное?

- Почему сорока так поступила?

- Найдите и прочитайте эпизод, где автор поясняет крылатое выражение «В семье не без урода».

- Что сороке говорили ее сородичи?

- Что об этой сороке думает автор?

- Чем наступление выскочки закончилось?

- Прочитайте эпизод, где Пришвин описывает сороку после наступления?

- Как вы понимаете слово выскочка?

- Назовите русскую пословицу, подходящую к нашему рассказу («Поспешишь, людей насмешишь»).

- Это можно считать и главной мыслью рассказа.

Составление плана.

- На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? (Содержание каждой части объединено общей идеей.)

- В каждой части подчеркните ключевые слова, выделите яркие образы, примеры, подкрепляющие основную мысль.

Личные комментария и замечания детей.

- Что вы думаете об отношении автора к главным героям?

- Как вы относитесь к главным героям?

- Что вам понравилось в тексте?

- Каким вы представили себе Вьюшку?

- Каким бы вы его изобразили?

Итог урока.

- Докажите, что произведение «Вьюшка» познавательное».

Домашнее задание.

Пересказ, рисунок к тексту.