Тема: С.А. Есенин «Задремали звезды золотые…»
Цель урока: развивать навык слушания, учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи, учить рисовать образы к каждой строке стихотворения, рабочая тетрадь для литературного чтения.
Оборудование: портрет поэта, фонограмма песни «Под окошком месяц…»
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока.
(Тихо звучит музыкальная запись на слова Есенина)
Слово учителя.
Недалеко от Москвы, начинается древняя рязанская земля- «Страна березового ситца», так назвал ее поэт. В крестьянской семье, в селе Константиново, в 1895 году родился будущий поэт. С двух лет был отдан на воспитание деду. В пять лет умел читать. Родители хотели видеть в сыне сельского учителя и отдали в церковно-учительскую школу. Все свои чувства, моменты в жизни Есенин оставил в стихотворениях.
Чтение и анализ стихотворения «Задремали звезды золотые»
На доске запись:
Восторженное
Грустное
Мечтательное
Радостное
Чтение стихотворения учителем.
-Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос после моего чтения.
- Какое настроение поэта вы почувствовали, выберите то слово, которое подходит к этому стихотворению?
- Какие поэтические средства использует поэт, чтобы создать такое настроение?
Чтение стихотворения учащимися.
-Прочитайте эпитеты из стихотворения.
(Звезды) золотые, (заводи) речные, сонные (березки), шелковые (косы), зеленые (сережки), серебряные (росы), яркий (перламутр)…
- Охарактеризуйте эпитеты Есенина.
- Характерны яркие, насыщенные цвета, краски.
Лексическая работа.
Затон – длинный нетронутый залив реки.
Заводь – низкие берега залива.
Румянить – покрываться розово – красным цветом.
Плетень– изгородь из плетенных прутьев и ветвей.
Перламутр – твердый слой раковин, обладающий радужным блеском. На каком главном поэтическом средстве построено все стихотворение?
(Очеловечивание природы)
Чтение первого четверостишия.
- Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.
- Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картину яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет.
- Что вы представили, читая эту строку?
- Какую картину вы бы нарисовали?
(Ответы детей.)
- Перейдите к следующей строке. Прочитайте ее вслух и представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое со следующими строчками.
(У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении.)
Чтение стихотворения вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.
Повторное чтение стихотворения вслух.
Практическая работа.
1. Рисование картины к первому четверостишию.
2. Проверка.
(Дети с рисунками выходят к доске и рассказывают о том, что они изобразили, какие образы возникли перед ними.)
Итог урока.
- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?
- Оно относится к лирическому или эпическому?
(Это лирическое стихотворение, так как в нем выражены душевные переживания поэта, чувства поэта.)
Домашнее задание:
Стр. 65, выучить стихотворение и нарисовать картины к стихотворению.