Тема: Жизнь пресного водоема.
Цель урока: Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоема, познакомить с растительным и животным миром пресных водоемов, с ролью человека. Составить коллаж с использованием рисунков животных, растений, природного материала приготовленными детьми и учителем. Развивать фотографическую память учащихся, учить рассуждать и делать выводы.
Оборудование:фонограмма с голосами животных луга.
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока.
Проверка домашнего задания.
Знаниями о луге поделитесь, друзья.
Каждый дома трудился не зря.
- Почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами. (Луг – это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают, а на их месте вырастают новые.)
- У вас было интересное задание, найти растения и животных, которые обитают на луге, подобрать природный материал и дополнительный материал для создания коллажа по теме: «Луг – природное сообщество».
Составление коллажа.
(На доску учитель прикрепляет плакат зеленого цвета).
- Какие растения растут на лугу?(Ромашка, лютик, клевер, колокольчик и т.д.)
- Подойдите и прикрепите все цветы, которые растут на лугу.
- Что объединяет все эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений – цветы.)
-А чтобы было тепло и светло, что необходимо для растений? (Солнце и солнечные лучи.)
-Подойдите и прикрепите солнце и лучики. (Лучики и солнце дети сделали их шерстяных нитей.)
- Какие кормовые растения растут на лугу? (Мятлик.)
- На лугу растут высокие растения или низкие? (Невысокие.)
- Каким вы представляете животный мир луга? (Дети выходят к доске и прикрепляют животных луга. Дети используют рисунки, картинки и объемных из разных материалов бабочек, пчел и других животных.)
-Молодцы!
- Закройте глаза, представьте летний луг, прислушайтесь. Звучит запись с голосами животных луга.
- Откройте глаза.
- Голоса, каких животных вы услышали?
- Кто желает пойти к доске и рассказать нам о жизни луга?
Рассказы детей под тихую музыку.
- Молодцы!
Работа над новой темой.
На доске: плакат – схема «Водоем».
- Посмотрите вот сюда.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник.
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
Всюду бурно жизнь кипит.
Это пресный водоем.
- Мы с вами знаем, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоемы бывают естественные и искусственные, а еще пресные и соленые).
- Сегодня речь пойдет о пресных водоемах.
- Какие типы пресных водоемов вы знаете? (Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище).
- Какой водоем изображен на плакате? Обоснуй свой ответ. (Я думаю, что это озеро, потому что водоем окружен лесом, и в нем много растений)
- А может это быть пруд или река? (Это не река и не пруд. У реки есть течение, а пруды находятся у населенных пунктов).
- Что вы можете сказать о поверхности озера? (Она покрыта маленькими зелеными листочками).
- Это растение ряска.
- Какие еще растения растут на водоемах? (Кувшинки, камыши, тростник).
- Какую роль выполняют растения в водоемах? (Растения являются пищей и домом для животных)
Рассказ учителя о кувшинках.
- Кто обитает в водоемах?
Отгадайте загадки.
Ползает наоборот, Задом наперед. Все под водой Хватает клешней (Рак) |
Пестрая крякушка Ловит лягушек, Ходит в развалочку - Спотыкалочку (Утка) |
Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик (Стрекоза) |
|
|
|
У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыбы) |
На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом) |
Хвостом виляет. Зубаста, а не лает. (Щука) |
- Богат и разнообразен животный мир водоема. Рассмотрите в учебнике картинки животных.
- Каких животных вы знаете и видели?
- Как они связаны между собой? Покажите на примерах. (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).
- Как живут все животные? (Сообща)
- Какие беды принес человек водоему?
- Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе на нарушалось?
Итог урока.
Домашнее задание. Стр. 191 – 200, ответить на вопросы «Проверь себя».