Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: посредством формирования умения вычислять площадь прямоугольника развивать у учащихся навыки решения задач на вычисление площади геометрической фигуры.
Планируемые образовательные результаты учащихся
Личностные: опыт самодисциплины и самоорганизации; интерес к интеллектуальному творчеству. Метапредметные: сотрудничество с одноклассниками в решении учебных задач; освоение метапредметных понятий «вычисление», «величина»; опыт осуществления логических операций анализа, синтеза, сравнения. Предметные: умение вычислять площадь прямоугольника новым способом с использованием формулы; расширение опыта решения простых задач на нахождение площади геометрической фигуры. Я знаю формулу и алгоритм нахождения площади прямоугольника. Я умею вычислять площадь прямоугольника по формуле. Я могу решать задачи на нахождение площади прямоугольника. Я могу объяснить ребятам, как найти площадь прямоугольника.
Ход урока
Этап 1. Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята! Проверьте, все ли у вас готово, чтобы начать урок математики – урок новых открытий.
Учащиеся: демонстрируют готовность к уроку, приветствуют учителя.
Этап 2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста, девиз нашего урока («Наука в лес не ведет, а из лесу выводит»). Как вы объясните смысл этих слов?
Учащиеся: Наука дает знания, которые помогают человеку в любых жизненных ситуациях.
Учитель: Да, конечно, и я не зря сегодня выбрала для нас такую пословицу. Мы с вами действительно отправимся в лес… на охоту. Удивились? Да, да! Не волнуйтесь, мы никого обижать не будем. Мы отправимся на «охоту за пятерками», а попадать в цель нам помогут наши знания.
Учитель: Друзья, чтобы охота прошла удачно, предлагаю выработать «правила охотника за пятерками». Эти правила помогут нам в работе на уроке. Вам необходимо прочитать список правил и выбрать из этого списка те правила, которые важны для успешной работы на уроке. Отметьте их галочкой:
Мои действия на уроке
Маркер |
Действия, из которых надо выбрать |
---|---|
|
Поднимать руку на уроке выше |
|
Узнать как можно больше нового |
|
На перемене весело отдохнуть |
|
Внимательно слушать учителя и ребят |
|
Ходить по классу бесшумно |
|
Уважать идеи и мнение товарищей |
|
Вешать всегда портфель на крючок |
|
Приходить на помощь другу |
Учитель: А сейчас я выдам вам «Билеты охотника за пятерками».
(Учащимся выдаются листы самооценки, которые они заполняют по ходу работы на уроке (приложение)).
Этап 3. Актуализация знаний, создание ситуации индивидуального затруднения
Учитель: А начнем мы нашу «охоту» с разминки. Как мы уже сказали, в сегодняшней охоте нам помогут знания. Давайте определим, знания по какой теме нам сегодня пригодятся? Для этого найдите значения выражений и из букв четных ответов, расположив их в порядке возрастания, составьте ключевое слово.
9×4 = Ь |
7×2 = О |
6×4 = Д |
3×9 = Е |
32: 4 = Л |
7×3 = М |
2×9 = А |
16: 8 = П |
15: 5 = Р |
4×4 = Щ |
Учитель: Итак, друзья, знания по какой теме нам сегодня пригодятся?
Учащиеся: Сегодня нам нужны знания по площади фигур.
Учитель: Верно, ключевое слово урока – «площадь». Что мы уже знаем про площадь?
Учащиеся: Площадь – это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости. Площадь можно измерять, сравнивать. Единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.
Учитель: А сейчас, ребята, в «Билете охотника за пятерками» отметьте, как поразили вы цель на разминке.
Учащиеся: Работают с листами самооценки.
Учитель: Ну вот, мы уже с вами в лесу, здесь и будет настоящая «охота за пятерками». Как я сказала, никого обижать мы не будем и в помощи не откажем. На нашем пути повстречалась Баба Яга. Надо помочь ей решить задачи.
Задача: «Место, где стояла избушка Бабы Яги, затопило. Баба Яга обнаружила два участка земли для нового места жительства. Она хотела бы выбрать участок с большей площадью. Какой же участок больше?»
Учащиеся: приступают к работе в парах. У учащихся по 2 прямоугольника. Синий прямоугольник – 4 на 8 см; зеленый прямоугольник – 3 на 9 см.
Учитель: Что можете сказать про фигуры? Для начала определим сходство.
Учащиеся: Это прямоугольники, они имеют четыре стороны, четыре прямых угла, стороны противоположные равны.
Учитель: Назовите различия.
Учащиеся: У них разная длина, ширина, площадь.
Учитель: Как узнать, какой прямоугольник больше?
Учащиеся: Надо сравнить их площади.
Проводится физминутка.
Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Сравните площади прямоугольников. Площадь какого прямоугольника больше, какого меньше?
Учащиеся: Данные фигуры невозможно сравнить на глаз, а при наложении фигуры не совпадают ни по длине, ни по ширине.
Учитель: Как же узнать, площадь какого прямоугольника больше?
Учащиеся: Надо найти их площадь.
Учитель: Каким способом воспользуемся?
Учащиеся: Предлагаем разбить прямоугольник на квадраты со стороной 1 см, подсчитать их количество и сравнить площади. (Продолжают работу в парах по решению задачи).
Задача: С помощью мерки (кв. см) разбить прямоугольник зеленого цвета на квадраты и сосчитать их.
Учитель: Что можете сказать?
Учащиеся: Требуется много времени, чтобы разделить на квадраты и пересчитать их.
Учитель: Какие у нас возникают вопросы?
Учащиеся: Как быстрее найти площадь прямоугольника? Как узнать площадь прямоугольника, не разбивая на квадратики фигуру?
Учитель: Какую ставим в этой связи учебную цель?
Учащиеся: Научиться находить площадь прямоугольника новым способом.
Этап 5. Реализация построенного проекта. Совместное открытие новых знаний
Учитель: Ребята, предлагаю найти способ вычисления площади прямоугольника, который позволил бы выполнить эту работу быстрее. Возьмем зеленый прямоугольник. Уважаемые «охотники», кто самый наблюдательный? Что интересного заметили?
Учащиеся: Можно сосчитать, по сколько квадратиков укладывается в каждом ряду и количество этих рядов. Также можно сосчитать, по сколько квадратиков укладывается в столбиках и количество этих столбиков.
Учитель: Пересчитаем квадраты, расположенные в первом ряду по длине прямоугольника (их 9). Если сторона квадрата 1 см, значит длина прямоугольника 9 см. Возьмем линейку и проверим.
Учащиеся: Действительно, длина прямоугольника 9 см.
Учитель: Определим, сколько таких рядов (их 3). Значит, сколько см ширина прямоугольника? Выполним проверку с помощью линейки.
Учащиеся: Ширина прямоугольника – 3 см.
Учитель: Мы по 9 взяли 3 раза. Значит, что нужно сделать с длиной и шириной?
Учащиеся: Надо 9 умножить на 3. Значит, длину умножили на ширину. Площадь равна 27 кв. см. Длина прямоугольника показывает, сколько кв. см помещается в строке, а ширина – в столбце.
Учитель: Итак, мы можем сформулировать правило: «Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину».
Обозначим площадь буквой S, длину буквой a, ширину – буквой в и запишем правило в виде формулы
Учащиеся: записывают на доске формулу.
Этап 6. Применение знаний на практике
Учитель: Что ж, попробуем применить новые знания. Вычислите площадь синего прямоугольника по формуле. Чем воспользуетесь при нахождении площади?
Учащиеся: Нам поможет линейка.
(Учащиеся вычисляют площадь прямоугольника самостоятельно. Желающие записывают решение на доске. Затем объясняют, как решали задачу.)
Учитель: Так какой участок лучше выбрать Яге?
Учащиеся: Бабе Яге лучше выбрать участок площадью 32 кв. см.
Учитель: Какое открытие мы сделали на этом этапе урока?
Учащиеся: Мы узнали новый способ нахождения площади прямоугольника. Мы открыли формулу нахождения площади прямоугольника.
Учитель: Предлагаю дополнить нашу схему площади фигуры, а в «Билете охотника за пятерками» отметить то, узнали вы или нет, как найти площадь прямоугольника с помощью формулы.
Учитель: Ребята! Предлагаю для всех жителей леса составить памятку «Как найти площадь прямоугольника»
Задание: Составьте план своих действий. Для этого выберите только необходимые действия и расставьте их по порядку.
- Измерить длину прямоугольника
- Надо разбить прямоугольник на квадратики
- Измерить ширину прямоугольника
- Надо нарезать мерки – квадратики
- Вспомнить формулу нахождения площади
- Надо найти сумму длин сторон прямоугольника
- Надо длину умножить на ширину
Учитель: Предлагаю спикерам групп познакомить нас с получившейся памяткой.
Учащиеся:зачитывают алгоритм нахождения площади прямоугольника:
- Измерить длину прямоугольника.
- Измерить ширину прямоугольника.
- Вспомнить формулу нахождения площади.
- Длину умножить на ширину.
Учитель: Ребята, а где можно использовать умение вычислять площадь прямоугольника?
Учащиеся: При решении задач на вычисление площади, а еще, когда делаешь, например, подарочные коробки и рассчитываешь, сколько надо упаковочной бумаги.
Учитель: Конечно, а еще, когда планируешь расстановку мебели в комнате и др. А сейчас давайте отметим в «Билете охотника за пятерками», насколько вы усвоили алгоритм нахождения площади прямоугольника.
Этап 7. Закрепление навыка и рефлексия учебной деятельности
Учитель: Что ж, продолжим нашу «охоту за пятерками». На нашем пути домик Лешего, и здесь нужна помощь «охотников за пятерками».
Задача: Леший смастерил из веточек новый ковер в свою избушку длиной 3 м, шириной 20 дм. Но он сомневается, подойдет ли ковер для комнаты с площадью пола 8 кв. м.
Учитель: Воспользуйтесь алгоритмом и вычислите площадь ковра.
Учащиеся решают задачу самостоятельно, затем организуется проверка у доски. (Решение: 20 дм = 2 м; 3×2 = 6 кв. м.; 6 кв. м < 8 кв. м. Ответ: ковер подойдет).
Учитель: Ребята! Пора заканчивать «охоту за пятерками». Давайте вернемся к нашей пословице «Наука в лес не ведет, а из лесу выводит». Какие новые знания вам помогли сегодня выйти из леса? Где мы сможем применить эти знания и умения?
+
Учащиеся: Сегодня мы вспомнили все, что мы знаем о площади. Мы открыли формулу вычисления площади прямоугольника, составили алгоритм нахождения площади прямоугольника. Эти знания и умения необходимы в жизни. Они пригодятся для того, чтобы разбить клумбу в саду или построить каток, при ремонте комнаты, строительстве дачи и т. д.
Учитель: Закончите, пожалуйста, предложения: Я знаю… Я могу… Я умею…(и проговорите их своему соседу по парте).
Учащиеся: заканчивают предложения:
Учитель: Посмотрите в свои «Билеты охотника за пятерками». Выполняя какие задания вам удалось попасть точно в цель? Как вы думаете, кто сегодня получит за урок «пятерку»? (Ребята, которые сегодня попадали точно в цель во время всей охоты). Поздравляем настоящих «охотников за пятерками»!
Приложение
«Билет охотника за пятерками» (лист самооценки)
Знаю, что такое «площадь» |
|
Знаю, как найти площадь прямоугольника новым способом |
|
Знаю алгоритм нахождения площади прямоугольника |
|
Умею решать простые задачи на нахождение площади |
|
Умею работать в паре, группе |
|