Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

МОУ "Шубинская начальная общеобразовательная школа"
Иркутская область, Тулунский район, посёлок ж/д, ст.Шуба, ул. Клубная,2

Меню

Телефон доверия

Телефон горячей линии

Комитет по образованию администрации Тулунского муниципального района

8(39530) 4-00-53, 40-289, 40-120 

Телефон Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области

8(3952)53-02-57, 53-77-26

Региональная служба помощи детям

8(3952)32-48-90

Телефон доверия Службы экстренной психологической помощи

8-800-350-40-50

Уполномоченный по правам ребёнка Иркутской области

664011, г.Иркутск, ул.Горького, 31, каб.105, каб.120

Рабочие часы: понедельник-пятница: 09:00-13:00, 14:00-18:00

Приёмная: +7(3952)34-19-17,

                    +7(3952)24-21-45

Запись на приём: +7(3952)34-19-17

Электронная почта: rebenok.irk@mail.ru 

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области 

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: посредством формирования умения вычислять площадь прямоугольника развивать у учащихся навыки решения задач на вычисление площади геометрической фигуры.

Планируемые образовательные результаты учащихся

Личностные: опыт самодисциплины и самоорганизации; интерес к интеллектуальному творчеству. Метапредметные: сотрудничество с одноклассниками в решении учебных задач; освоение метапредметных понятий «вычисление», «величина»; опыт осуществления логических операций анализа, синтеза, сравнения. Предметные: умение вычислять площадь прямоугольника новым способом с использованием формулы; расширение опыта решения простых задач на нахождение площади геометрической фигуры. Я знаю формулу и алгоритм нахождения площади прямоугольника. Я умею вычислять площадь прямоугольника по формуле. Я могу решать задачи на нахождение площади прямоугольника. Я могу объяснить ребятам, как найти площадь прямоугольника.

Ход урока

Этап 1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Проверьте, все ли у вас готово, чтобы начать урок математики – урок новых открытий.

Учащиеся: демонстрируют готовность к уроку, приветствуют учителя.

Этап 2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста, девиз нашего урока («Наука в лес не ведет, а из лесу выводит»). Как вы объясните смысл этих слов?

Учащиеся: Наука дает знания, которые помогают человеку в любых жизненных ситуациях.

Учитель: Да, конечно, и я не зря сегодня выбрала для нас такую пословицу. Мы с вами действительно отправимся в лес… на охоту. Удивились? Да, да! Не волнуйтесь, мы никого обижать не будем. Мы отправимся на «охоту за пятерками», а попадать в цель нам помогут наши знания.

Учитель: Друзья, чтобы охота прошла удачно, предлагаю выработать «правила охотника за пятерками». Эти правила помогут нам в работе на уроке. Вам необходимо прочитать список правил и выбрать из этого списка те правила, которые важны для успешной работы на уроке. Отметьте их галочкой:

Мои действия на уроке

Маркер

Действия, из которых надо выбрать

 

Поднимать руку на уроке выше

 

Узнать как можно больше нового

 

На перемене весело отдохнуть

 

Внимательно слушать учителя и ребят

 

Ходить по классу бесшумно

 

Уважать идеи и мнение товарищей

 

Вешать всегда портфель на крючок

 

Приходить на помощь другу

Учитель: А сейчас я выдам вам «Билеты охотника за пятерками».

(Учащимся выдаются листы самооценки, которые они заполняют по ходу работы на уроке (приложение)).

Этап 3. Актуализация знаний, создание ситуации индивидуального затруднения

Учитель: А начнем мы нашу «охоту» с разминки. Как мы уже сказали, в сегодняшней охоте нам помогут знания. Давайте определим, знания по какой теме нам сегодня пригодятся? Для этого найдите значения выражений и из букв четных ответов, расположив их в порядке возрастания, составьте ключевое слово.

9×4 = Ь

7×2 = О

6×4 = Д

3×9 = Е

32: 4 = Л

7×3 = М

2×9 = А

16: 8 = П

15: 5 = Р

4×4 = Щ

Учитель: Итак, друзья, знания по какой теме нам сегодня пригодятся?

Учащиеся: Сегодня нам нужны знания по площади фигур.

Учитель: Верно, ключевое слово урока – «площадь». Что мы уже знаем про площадь?

Учащиеся: Площадь – это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости. Площадь можно измерять, сравнивать. Единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.

Учитель: А сейчас, ребята, в «Билете охотника за пятерками» отметьте, как поразили вы цель на разминке.

Учащиеся: Работают с листами самооценки.

Учитель: Ну вот, мы уже с вами в лесу, здесь и будет настоящая «охота за пятерками». Как я сказала, никого обижать мы не будем и в помощи не откажем. На нашем пути повстречалась Баба Яга. Надо помочь ей решить задачи.

Задача: «Место, где стояла избушка Бабы Яги, затопило. Баба Яга обнаружила два участка земли для нового места жительства. Она хотела бы выбрать участок с большей площадью. Какой же участок больше?»

Учащиеся: приступают к работе в парах. У учащихся по 2 прямоугольника. Синий прямоугольник – 4 на 8 см; зеленый прямоугольник – 3 на 9 см.

Учитель: Что можете сказать про фигуры? Для начала определим сходство.

Учащиеся: Это прямоугольники, они имеют четыре стороны, четыре прямых угла, стороны противоположные равны.

Учитель: Назовите различия.

Учащиеся: У них разная длина, ширина, площадь.

Учитель: Как узнать, какой прямоугольник больше?

Учащиеся: Надо сравнить их площади.
Проводится физминутка.

Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Сравните площади прямоугольников. Площадь какого прямоугольника больше, какого меньше?

Учащиеся: Данные фигуры невозможно сравнить на глаз, а при наложении фигуры не совпадают ни по длине, ни по ширине.

Учитель: Как же узнать, площадь какого прямоугольника больше?

Учащиеся: Надо найти их площадь.

Учитель: Каким способом воспользуемся?

Учащиеся: Предлагаем разбить прямоугольник на квадраты со стороной 1 см, подсчитать их количество и сравнить площади. (Продолжают работу в парах по решению задачи).

Задача: С помощью мерки (кв. см) разбить прямоугольник зеленого цвета на квадраты и сосчитать их.

Учитель: Что можете сказать?

Учащиеся: Требуется много времени, чтобы разделить на квадраты и пересчитать их.

Учитель: Какие у нас возникают вопросы?

Учащиеся: Как быстрее найти площадь прямоугольника? Как узнать площадь прямоугольника, не разбивая на квадратики фигуру?

Учитель: Какую ставим в этой связи учебную цель?

Учащиеся: Научиться находить площадь прямоугольника новым способом.

Этап 5. Реализация построенного проекта. Совместное открытие новых знаний

Учитель: Ребята, предлагаю найти способ вычисления площади прямоугольника, который позволил бы выполнить эту работу быстрее. Возьмем зеленый прямоугольник. Уважаемые «охотники», кто самый наблюдательный? Что интересного заметили?

Учащиеся: Можно сосчитать, по сколько квадратиков укладывается в каждом ряду и количество этих рядов. Также можно сосчитать, по сколько квадратиков укладывается в столбиках и количество этих столбиков.

Учитель: Пересчитаем квадраты, расположенные в первом ряду по длине прямоугольника (их 9). Если сторона квадрата 1 см, значит длина прямоугольника 9 см. Возьмем линейку и проверим.

Учащиеся: Действительно, длина прямоугольника 9 см.

Учитель: Определим, сколько таких рядов (их 3). Значит, сколько см ширина прямоугольника? Выполним проверку с помощью линейки.

Учащиеся: Ширина прямоугольника – 3 см.

Учитель: Мы по 9 взяли 3 раза. Значит, что нужно сделать с длиной и шириной?

Учащиеся: Надо 9 умножить на 3. Значит, длину умножили на ширину. Площадь равна 27 кв. см. Длина прямоугольника показывает, сколько кв. см помещается в строке, а ширина – в столбце.

Учитель: Итак, мы можем сформулировать правило: «Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину».

Обозначим площадь буквой S, длину буквой a, ширину – буквой в и запишем правило в виде формулы

Учащиеся: записывают на доске формулу.

Этап 6. Применение знаний на практике

Учитель: Что ж, попробуем применить новые знания. Вычислите площадь синего прямоугольника по формуле. Чем воспользуетесь при нахождении площади?

Учащиеся: Нам поможет линейка.
(Учащиеся вычисляют площадь прямоугольника самостоятельно. Желающие записывают решение на доске. Затем объясняют, как решали задачу.)

Учитель: Так какой участок лучше выбрать Яге?

Учащиеся: Бабе Яге лучше выбрать участок площадью 32 кв. см.

Учитель: Какое открытие мы сделали на этом этапе урока?

Учащиеся: Мы узнали новый способ нахождения площади прямоугольника. Мы открыли формулу нахождения площади прямоугольника.

Учитель: Предлагаю дополнить нашу схему площади фигуры, а в «Билете охотника за пятерками» отметить то, узнали вы или нет, как найти площадь прямоугольника с помощью формулы.

Учитель: Ребята! Предлагаю для всех жителей леса составить памятку «Как найти площадь прямоугольника»

Задание: Составьте план своих действий. Для этого выберите только необходимые действия и расставьте их по порядку.

  • Измерить длину прямоугольника
  • Надо разбить прямоугольник на квадратики
  • Измерить ширину прямоугольника
  • Надо нарезать мерки – квадратики
  • Вспомнить формулу нахождения площади
  • Надо найти сумму длин сторон прямоугольника
  • Надо длину умножить на ширину

Учитель: Предлагаю спикерам групп познакомить нас с получившейся памяткой.

Учащиеся:зачитывают алгоритм нахождения площади прямоугольника:

  1. Измерить длину прямоугольника.
  2. Измерить ширину прямоугольника.
  3. Вспомнить формулу нахождения площади.
  4. Длину умножить на ширину.

Учитель: Ребята, а где можно использовать умение вычислять площадь прямоугольника?

Учащиеся: При решении задач на вычисление площади, а еще, когда делаешь, например, подарочные коробки и рассчитываешь, сколько надо упаковочной бумаги.

Учитель: Конечно, а еще, когда планируешь расстановку мебели в комнате и др. А сейчас давайте отметим в «Билете охотника за пятерками», насколько вы усвоили алгоритм нахождения площади прямоугольника.

Этап 7. Закрепление навыка и рефлексия учебной деятельности

Учитель: Что ж, продолжим нашу «охоту за пятерками». На нашем пути домик Лешего, и здесь нужна помощь «охотников за пятерками».

Задача: Леший смастерил из веточек новый ковер в свою избушку длиной 3 м, шириной 20 дм. Но он сомневается, подойдет ли ковер для комнаты с площадью пола 8 кв. м.

Учитель: Воспользуйтесь алгоритмом и вычислите площадь ковра.

Учащиеся решают задачу самостоятельно, затем организуется проверка у доски. (Решение: 20 дм = 2 м; 3×2 = 6 кв. м.; 6 кв. м < 8 кв. м. Ответ: ковер подойдет).

Учитель: Ребята! Пора заканчивать «охоту за пятерками». Давайте вернемся к нашей пословице «Наука в лес не ведет, а из лесу выводит». Какие новые знания вам помогли сегодня выйти из леса? Где мы сможем применить эти знания и умения?

+

Учащиеся: Сегодня мы вспомнили все, что мы знаем о площади. Мы открыли формулу вычисления площади прямоугольника, составили алгоритм нахождения площади прямоугольника. Эти знания и умения необходимы в жизни. Они пригодятся для того, чтобы разбить клумбу в саду или построить каток, при ремонте комнаты, строительстве дачи и т. д.

Учитель: Закончите, пожалуйста, предложения: Я знаю… Я могу… Я умею…(и проговорите их своему соседу по парте).

Учащиеся: заканчивают предложения:

Учитель: Посмотрите в свои «Билеты охотника за пятерками». Выполняя какие задания вам удалось попасть точно в цель? Как вы думаете, кто сегодня получит за урок «пятерку»? (Ребята, которые сегодня попадали точно в цель во время всей охоты). Поздравляем настоящих «охотников за пятерками»!

Приложение

«Билет охотника за пятерками» (лист самооценки)

Знаю, что такое «площадь»

Знаю, как найти площадь прямоугольника новым способом

Знаю алгоритм нахождения площади прямоугольника

Умею решать простые задачи на нахождение площади

Умею работать в паре, группе

 

 

Наши контакты

 

 

Иркутская область Тулунский район поселок ж/д, ст.Шуба, ул.Клубная, 2 Телефон (админ.):  89140019586 E-mail: subinskaj@yandex.ru Сайт: http://shuba.tulunr.ru/

 

Полезные ссылки

 

Минпросвещения России (edu.gov.ru)   

Информационно-коммуникационные технологиии в образовании http://www.ict.edu.ru/  

Федеральный образовательный портал  http://www.neo.edu.ru/ 

Сайт фонда поддержки российского учительства http://www.fpru.org/ 

Сайт журнала "Вестник образования"http://www.vestnik.edu.ru/ 

Сайт "Учительская газета" http://www.ug.ru/ 

Сайт издательского дома "Первое сентября" http://www.1september.ru/ru/


 

 

 

 

 

 

Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов  в соответствии с ФЗ «О персональных данных от 27.07.2006 года»

 

Администратор сайта


 

Семёнова Наталья Николаевна

 E-mail: sem.nat1992@yandex.ru

 

 

 

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?