Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

МОУ "Шубинская начальная общеобразовательная школа"
Иркутская область, Тулунский район, посёлок ж/д, ст.Шуба, ул. Клубная,2

Меню

Телефон доверия

Телефон горячей линии

Комитет по образованию администрации Тулунского муниципального района

8(39530) 4-00-53, 40-289, 40-120 

Телефон Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области

8(3952)53-02-57, 53-77-26

Региональная служба помощи детям

8(3952)32-48-90

Телефон доверия Службы экстренной психологической помощи

8-800-350-40-50

Уполномоченный по правам ребёнка Иркутской области

664011, г.Иркутск, ул.Горького, 31, каб.105, каб.120

Рабочие часы: понедельник-пятница: 09:00-13:00, 14:00-18:00

Приёмная: +7(3952)34-19-17,

                    +7(3952)24-21-45

Запись на приём: +7(3952)34-19-17

Электронная почта: rebenok.irk@mail.ru 

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области 

 

«Дети входят в духовную жизнь окружающих людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка.»

К. Д. Ушинский

Традиционно уроки русского языка в начальной школе не только дают возможность развивать у учащихся навыки грамотного и безошибочного письма, но и влиять на становление общей культуры ребенка, его эмоционально-ценностное отношение к традициям своего народа, духовному богатству нации. Уроки русского языка способствуют пробуждению познавательного интереса к языку как средству коммуникации, открывают учащимся лексическое богатство русской речи, знакомят с многообразием ее изобразительно-выразительных ресурсов.

В курсе русского языка 3-го класса (УМК «Школа России»; авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) в рамках темы «Правописание слов с безударной гласной в корне слова» проводится урок «Следы прошлого в русском языке», возможный сценарий которого предлагается ниже.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: практикум с элементами учебного исследования.
Цели урока:

  • систематизация знаний, учащихся о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке, организация повторения правил правописания слов с безударными гласными в корне; формирование основ лингвистического анализа;
  • развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • мотивирование личностного смысла учения посредством погружения учащихся в историческое прошлое родного языка; воспитание устойчивого интереса учащихся к этимологическому анализу слова как условию грамотного письма.

Планируемые образовательные результаты учащихся:

  • личностные — учащиеся сознают историческое прошлое языка и его отражение в культуре своего народа; переживают чувство сопричастности истории, ее тайнам и законам;
  • метапредметные:
    — регулятивные — учащиеся имеют опыт планирования и организации учебного исследования; осуществления самоконтроля познавательной деятельности;
    — коммуникативные — учащиеся отработали умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; потренировались в выборе речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
    — познавательные — учащиеся получили навыки установления причинно-следственных связей, речевого оформления результатов исследования; осуществили работу с несколькими источниками информации;
  • предметные — учащиеся привели в систему знания о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке; закрепили правила правописания слов с безударными гласными в корне.

Оборудование урока: компьютер и мультимедийный проектор, презентация по теме урока, карточки для групповой работы, Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля, демонстрационный материал.

Ход урока

Этап 1. Актуализация знаний и самоопределение учащихся в учебной деятельности
Учитель: Совсем недавно ученики нашего класса стали победителями районного детского литературного конкурса «Золотое перышко», посвященного дню рождения родного города. В одном стихотворении прозвучали такие строки:
И тебе любимый град
Я произнесу любя,
Процветай и возвышайся,
С Днем рождения тебя!!!

Учитель: Слово «град» в этом стихотворении имеет отношение к явлениям природы?
Ученики: Нет, это слово употребляется в значении «город».
Учитель: Значит, слова «град» и «город» однокоренные. Но мы с вами знаем, что корни однокоренных слов пишутся одинаково. В слове «град» гласный в корне находится под ударением, тогда получается, что в слове «город», во втором слоге должна писаться буква «а»?
Учитель: Какая у нас возникла учебная проблема?
Ученики: Почему слова «град» и «город» однокоренные, но пишутся по-разному?
Учитель: Какие задачи мы сегодня поставим перед собой? (Будем проводить наблюдение за словами, искать в русском языке еще пары таких слов, попробуем найти общий способ правильного их написания).

Этап 2. Языковая разминка
Учитель: Прочитайте слова: азбука, алфавит, грамота, учить.
Что общего в значении этих слов? (Все слова связаны одной темой — «Школа»).
Какое слово может быть лишним? (Слово «учить» — это глагол).
Какие два слова являются синонимами? (Азбука и алфавит).
Как еще можно назвать азбуку? (Букварь).
Есть ли среди этих слов многозначные? (Азбука. 1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. 2. Букварь или иное пособие для начального обучения грамоте. Грамота. 1. Умение читать и писать. 2. Документ, которым награждают за достижения в производстве, общественной работе, спорте, за успехи в учебе и т. д. 3. В древности письмо, послание).
Учитель: Народная мудрость гласит: «Грамоте учиться — всегда пригодится». Над какой темой мы с вами работали в последнее время на уроках русского языка? (Мы учились писать слова с безударной гласной в корне слова.)
Учитель: Давайте проверим наши знания по теме, выполним тест. (Далее идет проверка, оценивание и коррекция результатов учащимися.)
Тест по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»
1. Написание каких безударных гласных мы проверяем?
1) а  2) я  3) о  4) ё 5) е  6) у  7) и .
2. Продолжи правило.
Чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы:
1) гласная стояла после согласного;
2) гласная стояла в конце слова;
3) гласная стала ударной.
3. Восстанови алгоритм действий при написании безударных гласных в корне слова.
Под ударением слышится гласный звук.
Ставлю безударный гласный под ударение.
Пишу ту же гласную букву в безударном слоге.
Слышу в корне слова безударный гласный.
4. Найдите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне:
1) дорогой 4) зелень 7) овощи
2) дрозды 5) холодный 8) апельсин
3) осина 6) рябина 9) капель
5. Укажите проверочные слова к словам с безударными гласными.
1) Тепло:
а) потеплело б) тёплый в) теплица г) потепление
2) Молодой:
а) молод б) помолодел в) моложе г) моложавый
3) Река:
а) речка б) речной в) речушка г) заречье
Учитель: Знания, которые мы с вами получили, важны для вас. (Они помогут вам грамотно писать и объяснять тайны русского языка.)
Учитель: Ребята, сегодня мне в руки попал дневник литературного героя. Кто он, я не знаю, но он очень стремился стать грамотным.
Прочитайте текст:
«Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил, кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя свое по слогам выговорил…»
Ученики: Это Филиппок из произведения Л. Н. Толстого. (Рассматривание иллюстраций из книги.)
Учитель: Как вы думаете, этот мальчик наш с вами современник?
Ученики: Он жил почти 100 лет назад, это подчеркивает его одежда.
Учитель: Назовите слова, обозначающие детали его одежды. (На доске фиксируются слова «порты», «лапти», «тулуп», «кушак».) Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова?
Ученики: Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают. Слова устарели.
Учитель: Так бывает не всегда, иногда слово исчезает, а на смену ему в русский язык приходит новое слово. (Например, «очи», «уста», «ланиты».) Какие еще устаревшие слова встретились в тексте? («Слобода», «сени».) Вам понятен смысл этих слов? Где мы можем уточнить их значение?
Ученики: Для того чтобы понять значение слова, нужно обратиться к толковому словарю.
Этап 3. Знакомство с Толковым словарем живого великорусского языка В. И. Даля
В основу словаря был положен «живой, устный язык русский, паче народный». 53 года своей жизни В. И. Даль посвятил этой кропотливой работе. А вот заняться составлением словаря ему посоветовал его лучший друг А. С. Пушкин. В ответ В. И. Даль подсказал поэту сюжет сказки о золотой рыбке. Толковый словарь В. И. Даля — это хранилище народной мудрости, подлинная энциклопедия жизни русского народа.
Ученики: читают словарные статьи со словами «сени» и «слобода».
Этап 4. Исследовательская работа в группах
Учитель: Сейчас мы проведем исследование. (Каждой группе предлагается задание, инструкция для работы, оценочные листы.) Вспомним правила работы в группе. (Работаем дружно, чтобы не было грузно.)
Инструкция:
1. Найдите устаревшее слово.
2. Прочитайте в словаре его толкование.
3. Подберите однокоренное слово в современном языке.
4. Заполните таблицу.
1. Мать и сын идут ко граду. (А. С. Пушкин) 2. Повадилась к царю Выславу в сад летать жар-птица; на ней перья златые, а глаза восточному хрусталю подобны. (Русская народная сказка) 3. Из тьмы лесов, из топи блат. (А. С. Пушкин) 4. Дышал ноябрь осенним хладом (А. С. Пушкин)

Устаревшее слово

Слово
в современном русском языке

Град

Город

Златые

Золотые

Блат

Болото

Хлад

Холод

Учитель: Оцените результаты своей работы в группе, заполнив оценочный лист. Как вы справились с заданием? Вы довольны своей работой в группе?

Показатели для оценивания

Группа

1

2

3

4

Обсуждали вежливо

 

 

 

 

Распределили задание

 

 

 

 

Говорили по очереди

 

 

 

 

Старались понять мнение других

 

 

 

 

Убедились, что все согласны с общим мнением

 

 

 

 

Результат изобразили аккуратно

 

 

 

 

Этап 5. Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений
Учитель: Что интересное вы заметили в словах 1 столбика. (В словах встречаются сочетания ла и ра.) Оказывается, тысячу лет назад на русской земле появились первые книги. Их перевели с греческого языка на язык, который теперь называется старославянским. Тогда этот язык был понятен людям. В этом языке было много слов с сочетаниями ра, ла, ре, ле. Они хорошо прижились в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами. Так и появились в нашем языке сочетания: краткий— короткий; здравие — здоровье.
Подберите еще такие пары слов:
млад —
страж —
нрав —
древо —
Учитель: Прочитаем из нашего учебника «Страничку для любознательных».
В русском языке есть слова, которые имеют варианты написания: злато — золото, град — город, брег — берег . Почему так получилось?
Сочетания ла, ра, ле, ре присущи словам, пришедшим из старославянского языка: младой, древо, млеко . А сочетания оро, оло, ере  — исконно русским словам: молоко, здоровье, дерево .
Большинство слов старославянского происхождения уже не употребляются в современном русском языке. Но некоторые из них придают речи книжный оттенок. А в поэтической речи XIX в. старославянские формы придавали словам торжественность и служили приметами высокого стиля:
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
(А. С. Пушкин «Медный всадник»)

Учитель: Давайте попробуем изменить предложение, чтобы почувствовать торжественность события, для этого заменим современные слова на старославянские.
Сторож открыл ворота города. (Страж открыл врата града.)
Учитель: Используя словесное рисование, «опишите» 1 и 2 предложения.
Ученик: В первом предложении сторож одет в тулуп, в руках держит ружье, а во втором предложении страж — это крепкий мужчина, одетый в военные доспехи.
Учитель: Теперь каждый из вас легко справится с заданием. Найдите в предложениях слова из старославянского языка, которым соответствуют следующие русские слова:
ворон
серебрит
голос
берег
молоко
(Индивидуальная работа с последующей самопроверкой.)
1. Там Царь Кощей над златом чахнет. 2. Сребрит мороз увянувшее поле. (А. С. Пушкин) 3. Я на брегу один. Черный вран, свистя крылом, вьется над санями. (В. А. Жуковский). 4. Что смолкнул веселия глас? (А. С. Пушкин) 5. Пьет млеко, да мед — ничто его неймет. (Русская народная пословица)
Учитель: Изучая тему «Правописание слов с безударной гласной в корне слова», о каких словах мы не должны забывать. (О словарных словах.) Какие словарные слова, прозвучавшие сегодня на уроке, можно заменить старославянскими? (Берег, город, молоко, ворона, болото.)
Задание по вариантам. Выполните транскрипцию: 1 вариант — существительных мужского рода, 2 вариант — среднего рода. Подчеркните в словах различие в написании и произношении.

Этап 6. Редактирование учебного текста
Учитель: До нас дошел фрагмент старинного послания, в котором древние писатели обращаются к вам. Ваша задача отредактировать текст: найти устаревшие слова, перевести их на современный язык. Для этого нужно подобрать слова с безударной гласной в корне слова и записать новый вариант текста. Как лучше выполнить это задание?
Ученики: Задание сложное, требует серьезной кропотливой работы, поэтому лучше выполнять его в парах.
«Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое время для этого — детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный».
Ребята зачитывают свои варианты текстов, анализируют их и выбирают удачные.
Учитель: К чему призывают вас древние писатели?
Ученики: Учиться старательно, ценить время, читать больше книг.

+

Этап 7. Рефлексия учебной деятельности
Учитель: Подходит к концу еще один урок русского языка? Какие «следы» прошлого мы отметили в современном русском языке? (В русском языке можно встретить слова с сочетаниями ла, ра, ле, ре , которые пришли к нам из старославянского языка.) Где мы можем применить наши знания? (При написании слов с безударной гласной в корне слова.)
Учитель: Вспомним нашу учебную проблему. Могут ли служить старославянские слова проверочными словами для однокоренных слов в русском языке? (Нет, они однокоренные, но не проверочные.)
Учитель: Оцените работу класса. Все ли у вас сегодня получилось на уроке? Какие задания вызвали затруднения? Как можно преодолеть эти затруднения?
Помните, что мы русские люди, поэтому должны хранить и беречь честь и достоинство великой русской речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.

Наши контакты

 

 

Иркутская область Тулунский район поселок ж/д, ст.Шуба, ул.Клубная, 2 Телефон (админ.):  89140019586 E-mail: subinskaj@yandex.ru Сайт: http://shuba.tulunr.ru/

 

Полезные ссылки

 

Минпросвещения России (edu.gov.ru)   

Информационно-коммуникационные технологиии в образовании http://www.ict.edu.ru/  

Федеральный образовательный портал  http://www.neo.edu.ru/ 

Сайт фонда поддержки российского учительства http://www.fpru.org/ 

Сайт журнала "Вестник образования"http://www.vestnik.edu.ru/ 

Сайт "Учительская газета" http://www.ug.ru/ 

Сайт издательского дома "Первое сентября" http://www.1september.ru/ru/


 

 

 

 

 

 

Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов  в соответствии с ФЗ «О персональных данных от 27.07.2006 года»

 

Администратор сайта


 

Семёнова Наталья Николаевна

 E-mail: sem.nat1992@yandex.ru

 

 

 

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?