На уроках русского языка в начальной школе можно использовать следующие приемы мнемотехники.
1. Прием ассоциаций. Данный вид мнемотехники основан на формировании четких ассоциативных взаимосвязей между новой для ребенка информацией и схожим, уже хранящимся в памяти материалом.
а) «Матрешка». В данном методе образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа необходимо перевести внимание на второй образ, мысленно увеличить и создать ассоциацию между вторым и третьим и так далее. Например, чтобы запомнить, что в предложенных словах ударная гласная «о», учащимся можно предложить представить картину, где видят «кОтел», в котором сидит «кОт» и ест «кОтлету». Данный метод требует предварительной обработки, но поняв смысл, дети довольно быстро и легко составляют подобные образные «матрешки».
б) «Звуковые ассоциации». К изучаемому словарному слову подбирается такое созвучное слово, в котором «трудная» буква звучит четко. Если «трудная» буква безударная, то в созвучном слове она обязательно должна быть ударной. Например, корабль – море, вокзал – около зала, диван – дивный.
2. Прием сказок. Лингвистическая сказка помогает организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Такого рода занятия сразу же приковывают внимание младших школьников к теме, помогают увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное.
Приведем фрагмент сказки при изучении темы «Правописание приставок на – з».
Сказывают, жила когда-то гордая королева в стране Грамматики. И у нее были прекрасные дочери: Низ-, Воз-, Вз-, Из-, Раз-, Чрез-. Были они звонки и дружили только со звонкими согласными. Но принцессы были до того любопытны, что отпросились у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром, когда все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Они шли и шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры обрадовались. Но в этом городе жили только глухие согласные. Когда они постучали в ворота, показалась глуховатая буква С и спросила: «Что вам угодно?». «Мы пришли посмотреть, как вы живете», – ответили принцессы звонкие. «Милости просим. Но вы войдете в наш город, когда расстанетесь с буквой З и поменяете ее на меня», – улыбнулась С и прочла: «Не забудьте, принцессы, что приставки раз-, чрез-, без- быстро меняют З на С!»
3. Прием рифма и ритма. Этот прием является наиболее часто встречающимся и хорошо знакомым детям. Он лежит в основе множества орфографических и грамматических правил. Например, известная всем рифмовка, состоящая из глаголов-исключений II спряжения:
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Родительный падеж множественного числа существительных вызывает у ребят, как правило, огромные сложности, а предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала.
В детской сказке колобок по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок.
4. Прием акронимов. Прием акронимов также является очень распространенным видом мнемотехники. Суть данного приема заключается в составлении аббревиатур из первых (или нескольких первых) букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Широко известным приемом акронимов, является метод запоминания падежей в русском языке: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку».
5. Графический прием. Графический прием чаще используется в начальной школе и представляет собой графическое или художественное выделение необходимой для запоминания информации. Например, учащимся для запоминания предлагаются слова, где сложные орфограммы, заменены рисунками, при виде которых у учащихся возникает связь с орфограммой.
6. Прием символизации. Данный вид мнемотехники используется для запоминания абстрактных понятий, которые не имеют четкого образного значения, а также для объединения нескольких вещей в более крупные группы. Наиболее простым примером, является запоминание символа транскрипции звука, который могут обозначать буквы. Например, для буквы ё, используется символ [йо]; усваивая взаимосвязь между значком звука и буквой, школьник также занимается мнемотехникой. Более сложным примером могут выступать способы запоминания текста в виде представления последовательных символов. Например, заучивая строки стихотворения «белая береза под моим окном…», школьник последовательно запоминает образы-символы березы, окна и т.д., и для воспроизведения текста последовательно извлекает их из памяти.
7. Схематично-рисуночный прием. При изучении темы «Состав слова» можно использовать сказочный домик, давая при этом следующий инструктаж: «Крыша – это суффикс. Основание, стены дома – графическое обозначение окончания. Соедини эти две фигуры – и домик готов».